ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Название древнейшего села Истринского района
Огниково–пламенное и звонкое–позаимствовал
построенный здесь пансионат.
В древности село носило название Вогнениково. Во
второй половине ХV века вместе с селениями
Сафонтьево, Куртасово, Рожново и другими
Вогнениково составляло крупное владение
сыновей, а затем внуков и правнуков Григория
Пушки, далёких предков поэта Александра Пушкина.
В самом начале ХVI века Вогнениково входило в стан
Радомля Московского уезда, находясь у самой
границы с Дмитровским уездом, которым владел
Юрий Иванович (сын Ивана III). В межевой грамоте 1504
года записано: "… а налеве в Радомле деревни
Давыда Курчева, село Вогнениково, да его ж
деревни…" Род Курчевых-Пушкиных происходит от
Никиты-второго, сына Григория Пушки. Несколько
Курчевых служили удельному князю Юрию Ивановичу.
По службе они высоко не поднимались, а к концу ХVII
века род сошёл с жизненной сцены; и когда в 1686
году составлялась новая родословная Пушкиных,
Курчевых не было уже ни одного человека. Как
известно, предки поэта владели землями на
территории нашего края на протяжении почти 400
лет.
Интересные сведения о селе даёт писцовая книга
1627 года, из которой узнаём, что в Радонежском
стане(границы станов и уездов нередко
изменялись) Дмитровского уезда Троице-Сергиев
монастырь владеет пустошью, что было село
Вогнениково, Вогниково, то ж, а в ней место
церковное, что был храм Покрова Богородицы с
приделом Сергия Чудотворца.
Надо отметить, что первые десятилетия XVII века
были для России временем тяжелейшего испытания,
не случайно получившим название Смутного
времени. Безвластье, голод, крестьянская война,
польско-шведская интервенция привели страну к
полному разорению. Исчезли многие села и деревни,
обезлюдели города, пашни заросли бурьяном и
мелколесьем, были разрушены многочисленные
храмы, а бывшие землевладельцы нередко
становились холопами. И даже спустя 50 лет от
начала XVII столетия писцовые книги часто
констатируют: пустошь, что была деревня… Тяжкая
участь постигла многие селения и нашего края, в
том числе и Огниково. А в 1651 году архимандрит
Троице-Сергиева монастыря Адриан променял
"пустошь, что было село Вогниково" дьяку
Захару Силину (по прозвищу Богдан) на его пустоши
в Московском уезде Сурожского стана.
Захар Силин, вероятно, был незаурядной личностью,
судя хотя б по прозвищу Богдан, т.е. Богом данный.
Это грамотный, деловой и, что особенно надо
отметить, честный человек. Вся его служебная
деятельность связана вначале с Серебряным, а
затем с Серебряным и Золотым приказами. Начав
служить в феврале 1641 года при первом Романове –
царе Михаиле Фёдоровиче, он пользуется доверием
и особым расположением и Алексея Михайловича, и
Фёдора Алексеевича.
Одновременно со службой в названных приказах, с
1658 по 1665 годы, ему поручается и приказ Великого
княжества Литовского. Силин имел дом в Москве.
Его оклад в 1681-1682 гг. составил 252 рубля 11 алтын и 4 и
0,5 деньги (1 рубль XVII века равнялся 17 рублям конца
XIX века).
Богдану Силину Вогниково обязано возрождением.
Новый владелец поселил на землю крестьян и
примерно в 1671 году построил деревянную церковь
прежнего посвящения во имя Покрова Богородицы с
двумя приделами – Иоанна Богослова и Сергия
Чудотворца, а село назвал Покровское-Огниково. По
писцовой книге 1678 года Покровское-Огниково
продолжает значиться "селом за дьяком
Богданом Силиным как вотчина, в селе три двора
крестьян, в них 17 человек - поляки Дубровского
повета".
В XVIII веке владельцы села часто меняются. Среди
них чаще всего представители знатных дворянских
и не очень знатных фамилий.
В 1705 году село принадлежит Акулине Семёновне
Нарышкиной (урождённой Чаплиной), затем М. Н.
Чаплину. В 1710 году село покупает Г. Ф. Потёмкин,
после смерти которого оно переходит во владение
его вдове Настасье Никоновне (по второму мужу
Захаровой). В 1735 году дочь Настасьи Никоновны
Екатерина получает Огниково в приданое при
выходе замуж за И. О. Стрекалова, а затем его
наследует их сын Семён.
А в 1765 году Огниково покупает жена графа Бориса
Ивановича Толстого – Екатерина Петровна,
урождённая Гагарина (1746-1810). Оставшись вдовой,
Екатерина Петровна подаёт в 1787 году прошение в
Духовную Консисторию о построении каменной
церкви. В прошении Толстая пишет: "… в вотчине
её Воскресенской округи в селе
Покровское-Огниково деревянная церковь Покрова
Пресвятой Богородицы состоит уже не в настоящей
твёрдости, почему она желает вместо оной
деревянной для приличности и прочности
построить церковь каменным зданием, для чего и
материалов уже заготовляется". И просила вдова
новую каменную церковь того же наименования
построить на прежнем удобном месте. Синодальная
контора 4 августа 1787 года дозволила Толстой
строить каменную церковь, а до освящения её
службу исправлять в старой деревянной. Находясь
во владении Екатерины Петровны, Покровская
церковь была приходской, о чём свидетельствуют
ведомости за 1784 год. В приходе церкви значилось 48
дворов, земли церковной 33 десятины. Служители
церкви были представлены священником и дьячком.
Неизвестно, по каким причинам, но осуществить
задуманное Е. П. Толстой не удалось. В самом
начале XIX века в Огникове уже новые владельцы -
князья Лобановы-Ростовские. И разрешение на
строительство каменной церкви в 1807 году просит
княжна Мария Ивановна Лобанова-Ростовская.
Разрешение было получено, и в 1809 году каменная
церковь была построена.
Церковь Покрова Богородицы – небольшой,
прямоугольный в плане храм с ярко выраженными
апсидами храма и придела. С запада к храму
примыкает небольшая трапезная и колокольня, с
северной стороны –прямоугольник придела Сергия
Чудотворца. Восьмерик храма перекрыт низким
куполом и венчался маленькой луковичной главкой
на тонкой шейке. Невысокая двухъярусная
колокольня, завершавшаяся высоким шпилем,
придаёт храму приниженный силуэт. Колокольня и
храм обработаны рустом. Церковь была обнесена
невысокой металлической оградой на кирпичных
столбах. Ценность этого храма заключается не в
его художественных достоинствах, а прежде всего
в сохранении исторической памяти земли.
Вероятно, в эти же годы закладывается небольшой
регулярный и частично пейзажный парк с прудом,
сооружаются деревянный усадебный дом,
хозяйственные постройки. В середине XIX века,
когда усадьбой владел штабротмистр С. В. Карр, к
южному фасаду церкви был пристроен тёплый придел
с отдельным входом во имя Обновления Храма
Воскресения Господня.
Последней владелицей села (а данные относятся к
1916 году) была дворянка Софья Сергеевна Лачинова,
которая по налоговой ведомости владела 393
десятинами 2 133 саженями земли.
Незадолго до войны был разобран усадебный дом, в
1937 году была закрыта и разграблена церковь. Вся
дальнейшая судьба села – это медленный процесс
умирания, приведший в 1985 году к его полному
исчезновению. Свою лепту в разрушение села
внесла война и фашистская оккупация. В память о
погибших воинах на территории Огниково
установлена стела.
C 1981 года началось строительство пансионата на
месте села Огниково. Строителям было поручено
восстановить древнюю церковь, однако ничего не
было сделано. В 1988 году появился проект
реконструкции, но уже не церкви, а библиотеки в
стенах древнего храма. Этот проект не был
реализован. И только с 1994 года после образования
ОАО "Огниково" начались работы по
восстановлению здания церкви.
Начало возрождения приходской жизни относят к 1995
году: Московская Епархия назначила священника
Георгия Круглова настоятелем Покровской церкви.
12 сентября 1995 года был освящён и установлен крест
на колокольне, а 21 сентября 1997 года в приделе
Словущего Воскресения начались регулярные
службы.
Некогда полуразрушенная и теперь
восстановленная церковь во имя Покрова
Пресвятой Богородицы хранит историческую память
села и древнего церковного места.
(Использованы материалы научного
сотрудника Московского областного
краеведческого музея Л. Васильевой).
|